В направлении Айни и к большому зданию театра оперы и балета. В сквере на скамейках дремали старики в тюрбанах и длинных стеганых халатах. Туман рассеивался, показалось солнце, за оперным театром, в котором шла опера «Чио-Чио-Сан», были видны серовато-коричневые горы. На перекрестке группа крепких молодых девушек в джинсах из грубой ткани ждала сигнала светофора, чтобы перейти улицу. Они были членами волейбольной команды из отдаленной деревни и прибыли в город на соревнования. Девушки, улыбаясь, объяснили, что среди них есть и работницы, и школьницы, а затем, по сигналу светофора, заторопились перейти улицу, оживленно болтая и держа в руках свои пожитки.

Чадры, которая всегда ассоциировалась с женщинами восточных стран, нигде не было видно, ни на молодых, ни на старых. Темный, сделанный из конского хвоста яшмак, который закрывал лицо и фигуру женщины, стал музейным экспонатом, но отказ от него был мужественным поступком на заре раскрепощения женщин.

В дореволюционное время женщины являлись фактически рабами своих мужей и всю жизнь были прикованы к дому. Все это было освящено религией. Сейчас они являются равноправными гражданами СССР и имеют одинаковые права с мужчинами во всех областях экономической, культурной и социальной жизни. В двадцатые годы банды басмачей-фанатиков, поддержанные своими покровителями из числа феодалов, часто обезглавливали женщин, отказавшихся от чадры. В республике по-прежнему превалируют яркие, красочные национальные одежды, но яшмак канул в вечность.

Душанбе лежит среди гор в Гиссарской долине. В течение многих веков торговые маршруты, связывавшие Среднюю Азию с Индией, проходили именно здесь. Караваны верблюдов с грузами товаров отправлялись из Бухары в пятницу, а в следующий понедельник делали остановку на месте, где сейчас стоит столица республики, и устраивали ярмарку, куда собирались жители из ближайших горных селений. Эти ярмарки назывались тогда «дюшамбе», что по-таджикски означает «понедельник».

Комментарии закрыты.