Датируются они следующим образом: курган 1 Сангуыр II — эпоха бронзы; курган 4 Нурманбет II (по бронзовой пряжке) и курган 1 Киик-Су (по каменному жертвеннику) — тасмолинское время (VII-V вв. до н. э.); Елизаветпольский — савромат-ское (середина V в. до н.э.); курган 1 Кызылтас (по керамическому котлу из могильной ямы) — IV-V вв. н. э. Остальные курганы, за исключением кургана 2 Зевакино (IV-V вв. н. э.), отнесены к тасмолинской культуре на основании, во-первых, мнения о принадлежности курганов с «усами» тасмолинской культуре и, во-вторых, на основе конструкции могильных ям. Последние представлены грунтовыми ямами овальной формы, часто перекрытыми каменными плитами, и каменными ящиками.

Каменные ящики выявлены в шести комплексах курганов с «усами». В пяти случаях они находились под насыпями больших (западных) курганов и в одном — комплекс «37 воинов» — под насыпью малого (курган 4). Ящики под насыпями больших курганов ориентированы по линии В-3 или ВЮВ-ЗСЗ. В Восточном Казахстане оба комплекса с каменными ящиками (Зевакино, курган 2; Кызылтас, курган 1) Ф. X. Арсланова датировала III-V вв. н.э., основываясь при этом на анализе керамики. Наличие каменных ящиков ею, вероятно, не учитывалось, вследствие полной их ограбленности, а также отсутствия четкой привязки к комплексам собственно курганов с «усами».

В Центральном Казахстане каменные ящики под насыпями больших курганов выявлены в кургане 1 могильника Сангуыр, кургане 1 могильника Ботакара, кургане 6 могильника Нуркен 2. Как уже указывалось, курган 1 Сангуыр датируется эпохой бронзы, выявленные же в его насыпи лишь разрозненные кости человека никак не могут служить основанием для определения времени вводного погребения. Вывод М. К. Кадырбаева о том, что здесь «выявлен случай вторичного захоронения раннекочевнического времени над андроновской оградкой эпохи бронзы» [Кадырбаев, 1961. С. 54], основан только на его убежденности в принадлежности курганов с «усами» тасмолинской культуре.

В кургане 1 Ботакара на дне ящика с прокалеными стенками «лежали остатки полу пережженного черепа человека» [Кадырбаев, 1966. С. 345]. Однако обряд трупосожжения ни разу не встречен в памятниках тасмолинской культуры. Принадлежность комплекса кургана 6 могильника Нуркен 2 к тасмолинской культуре основана лишь на том, что в центральном кургане выявлены безинвентарные погребения вытянуто на спине, головой на запад, а к насыпи кургана с могильной ямой примыкает собственно курган с «усами».

Комментарии закрыты.