Для выживания народа был необходим выход на предгорную плодородную равнину, и обеспечить этот выход в XVIII в. могла только Россия, особенно после победоносной войны с Османской Турецкой империей и подписания Кучук-Кайнарджийского мирного договора 1774 г. — Большая и Малая Кабарда окончательно присоединились к России, и осетины получили возможность переселения на равнину под прикрытием русской крепости Владикавказ (основана в 1784 г.). Переселение на равнину в конце XVIII — начале XIX в., по словам историка этого процесса Б.П. Березова, стало «новым возрождением» (прежде всего демографическим) осетинского народа (88, с. 4). Понятно, что расселение на равнине, коренным образом изменившее жизнь осетин, непосредственное соседство с русскими селениями усилили доверие к России и открыли осетинам дорогу к образованию, русской культуре, государственной службе.
В самом начале XIX в. академик Ю. Клапрот писал: «Осетины являются, вероятно, наиболее поддающимся цивилизации народом Кавказа, и путешественнику следует изучить их и с этой точки зрения; необходимо установить, что до сих пор задерживало их развитие и что надо сделать для ускорения приобщения их к цивилизации» (89, с. 105). Сотни осетин влились в офицерский корпус Российской армии, выдвинув плеяду заслуженных генералов. После завершения строительства железной дороги Ростов-Владикавказ в 1875 г. Северная Осетия активно включается в общероссийский капиталистический рынок, формируется национальная интеллигенция — носитель либеральной общественно-политической мысли. Экономическим, административным и культурным центром Северной Осетии и всей Терской области становится город Владикавказ.

Комментарии закрыты.