Поскольку никаких данных о включении в Сичжоу других земель, кроме гаочанских, в историях нет, можно заключить, что его территория совпадала с владениями бывшего царства Гаочан и, как и они, простиралась с юга на север на те же 500 ли/250 км древнего дорожного расстояния. И начиналась она у оз. Пучанхай (оз. Лобнор), на севере же доходила да гор Таньханьшань, к северу от которых были земли телэ-гаоче. Как показано выше, по сведениям той же «Вэй шу», горы Таньханьшань и есть нынешний хребет Чолтаг, ограждающий с юга Турфанскую впадину. Читать полностью »

Ошибка-описка вкралась в указанное сообщение «Цзю Тан шу» явно по причине того, что в названиях озер Пучанхай и Пулэйхай первый иероглиф одинаков, вторые же разнятся. Так что уезд Пучан в Сичжоу находился скорее всего к северо-западу от оз. Пучанхай (оз. Лобнор), а не к северо-западу от оз. Пулэйхай (оз. Баркуль), куда владения Гаочана никогда не доходили. Читать полностью »

Так что эти данные из описания Сичжоу в «Цзю Тан шу» о его местоположении не могут, как представляется из изложенного выше, служить доказательством расположения Гаочана-Си-чжоу в районе Турфана.

Кроме того, в «Цзю Тан шу» и «Синь Тан шу» есть сведения, правда очень запутанные, но тем не менее позволяющие примерно определить южные пределы округа Сичжоу и которые, согласуясь с ранее исследованными сведениями о южных пределах царства Гаочан, не позволяют локализовать Гаочан-Си-чжоу в Турфане. Читать полностью »

Проанализируем, однако, приведенное в разделе «Ди ли чжи» этой истории сообщение о том, что Сичжоу лежит в 5516 ли от Чанъани к северо-западу.

Очевидно, что автор его руководствовался общим утверждением в «Вэй шу» и последующих историях о нахождении Гаочана, значит, и Сичжоу на бывших землях Чеши переднего (т. е. в Турфане), почему и указал Сичжоу к северо-западу от Чанъани, тогда как в описаниях Гаочана в историях предыдущих периодов и в той же «Цзю Тан шу» это царство всегда указывалось к западу от нее. Читать полностью »

Достоверность сообщения в «Цзю Тан шу» о 4300 ли (2263 км) между городами Чанъань и Гаочан подтверждается согласованностью его с данными предыдущих историй и «Вэй шу», самой ранней из них, содержавшей описание Гаочана. В последней, как уже показано выше, расстояние от Чанъани до Гаочана определено в 4900 ранневэйских ли, т. е. в 2450 км. Более древнее вэйское расстояние всего на 187 км больше тайского, что, несомненно, объясняется происшедшим за двести лет постепенным спрямлением этого пути длиною почти 2,5 тыс. км между городами Чанъань и г. Гаочан.
Читать полностью »

Произвольная и ошибочная идентификация в «Цзю Тан шу» гаочанского города Цзяохэчэн с бывшей столицей Чеши переднего, а затем ошибочное утверждение в «Синь Тан шу» о том, что г. Цзяохэчэн был столицей царства Гаочан, с одной стороны, сами проистекали из постулата автора «Вэй шу» о нахождении Гаочана на землях Чеши переднего, т. е. в Турфане, а с другой стороны, несомненно, содействовали закреплению этого ложного представления. Читать полностью »

Но кочевники-гаоче, впервые появившиеся в этом районе, вероятнее всего, и говорили на другом языке, чем чешисцы. Поэтому вряд ли они использовали непривычное им чешиское название этого города. Остается фактом, что название города Цзяохэчэн не упоминается в истории племен гаоче, расселившихся, судя по всем рассмотренным выше фактам, в районе бывшего Чеши переднего. Читать полностью »

Здесь, как видим, столицей царства Гаочан назван г. Цзяохэчэн, идентифицированный к тому же со столицей бывшего-Чеши переднего, а г. Гаочан вообще не упомянут. Кто же прав? Автор «Цзю Тан шу» или автор «Синь Тан шу»? Может быть, г. Гаочана при Тан не было?

Но другие материалы танских историй свидетельствуют о том, что г. Гаочан был. В «Тан хуэй яо» после описания завоевания царства Гаочан говорится о преобразовании пяти его городов в уезды танского округа Сичжоу: Цзяохэчэна в Цзяо-хэсянь, Шичанчэна в Тяньшаньсянь, Тяныпаньчэна в Лючжун-сянь, Дунчжэньчэна в Пучансянь и Гаочанчэна в Гаочансянь [3, гл. 95, с. 1702]. Другими словами, г. Гаочан был, но из этого сообщения нельзя сделать вывод, был ли он до этого столицей царства Гаочан. Читать полностью »

Он явно относился к старшему поколению. Сменивший его на троне Цюй Цзянь, судя по материалам источников, правил долго, так что на трон вступил, несомненно, молодым и скорее всего относился как раз к поколению сыновей Сюаньси, т. е. к пятому. После Цзяня правили его сын Боя, внук Вэньтай и правнук Чжишэн, т. е. представители шестого, седьмого и восьмого поколений рода Цюй. Читать полностью »

Изложенные сведения позволяют, как представляется, прийти к выводу, что целью похода на Гаочан было отнюдь не «наказание за проступки» якобы виновного его правителя, а завоевание царства. Ведь, владея землями Гаочана, империя Тан получала возможность спокойно и незаметно вывести свои войска сразу к центральным районам Западного каганата.
Читать полностью »