Итак, согласно проведенному исследованию, ставка сяовэя под названием Гаочанби, один раз упомянутая в «Хань шу», существовала во времена Ранней Хань в первые годы нашей эры. При Поздней же Хань и в период Троецар-ствия, по данным «Хоу Хань шу» и «Сань го чжи», она не существовала. Но автор «Вэй шу» Вэй Шоу в цитированном в начале работы описании Гаочана утверждал, что именно на ее месте империя Цзинь (явно Западная Цзинь) учредила свой административный район Гаочан-цзюнь, оказавшийся позже под управлением Чжан Гуя, Люй Гуана и Цзюйцюй Мэн-суня (о них будет сказано ниже). И поэтому необходимо выяснить, имел ли Вэй Шоу конкретно-исторические факты запад-ноцзиньского периода о существовании в то время ставки уцзи-сяовэя Гаочанлэй и о создании именно на ее месте Гаочан-цзюня.

Прежде всего обратим внимание на то, что Вэй Шоу составил историю империи Северная Вэй (386—535) «Вэй шу» в середине VI в., когда история предшествовавшего периода «Цзинь шу» еще не была написана. «Цзинь шу» была составлена Фан. Сюаньлином только в середине VII в., т. е. через сто лет после появления «Вэй шу». Значит, Вэй Шоу не имел еще в своем распоряжении систематизированных данных за цзиньский период. Явно по этой причине он в «Вэй шу» включил краткие биографии правителей царств, существовавших на севере Китая в до-вэйский период, нарушив тем самым хронологические рамки «Вэй шу».

В биографии Чжан Цзюня (325—345), основавшего царство Раннее Лян на бывших землях западноцзиньского округа Лян-чжоу, Гаочан-цзюнь упоминается на крайнем западе его владений. Возможно, на этом основании Вэй Шоу заключил, что Гаочан-цзюнь был создан раньше, еще при Западной Цзинь (265—317). Но ведь допустйм и другой вариант: Вэй Шоу, работая над цзиньскими архивными материалами для составления биографий Чжан Цзюня и его отца Чжан Гуя, встречал сведения о преобразовании Гаочанлэя в Гаочан-цзюнь, но поскольку он писал историю Вэй, а не Цзинь, то и не включил их в текст.

Следовательно, чтобы выяснить обоснованность версии Вэй Шоу о создании Гаочан-цзюня при Западной Вэй, и именно на месте ставки ханьских уцзи-сяовэев и Сиюй-чжанши Гаочанлэй,. необходимо изучить и исследовать материалы «Цзинь шу». При этом надо учитывать возможность влияния версии Вэй Шоу на взгляды жившего на сто лет позже ее составителя.

Комментарии закрыты.