Так оно и вышло. В нынешнее время «демократии» легко впали в новую утопию типа «фермеризации», не осознав заново положительные стороны общинного землепользования, общинного бытия, той огромной роли, которую играла община в жизни российского крестьянства, без чего вообще трудно себе представить решение его судеб.

Главное — не только в форме организации труда, а в том, чтобы возродить крестьянскую цивилизацию во всей полноте и многообразии , вернуть хлебороба на землю — как свободного, самостоятельного и творческого работника, со всем его самобытным жизненным укладом, философией и культурой, открыть ему широкую дорогу к лучшей доле, действительно счастливой жизни.

Вспомним, как развивались события в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик». Помещику надоели мужики, навозный запах, рев скота. В конце концов ему удалось выдворить из своих владений мужиков. И был он очень доволен, что и хлопот стало меньше, и воздух чище. Однако со временем одичал, оголодал помещик без мужика. Совсем стало плохо и казне, многим другим в этом уезде.

«Обеспокоились начальники и собрали совет. Решили: мужика изловить и водворить, а глупому помещику, который всей смуте зачинщик, наиделикатнейше внушить, чтобы он фанфаронства свои прекратил и поступлению в казначейство податей препятствия не чинил.

Как нарочно, в это время чрез губернский город летел отроившийся рой мужиков и осыпал всю базарную площадь. Сейчас эту благодать обрали, посадили в плетушку и послали в уезд.

И вдруг опять запахло в том уезде мякиной и овчинами; но в то же время на базаре появились и мука, и мясо, и живность всякая, а податей в один день поступило столько, что казначей, увидав такую груду денег, только всплеснул руками от удивления и вскрикнул:

— И откуда вы, шельмы, берете!!»

Финал мудрой сказки заставляет о многом задуматься. И прежде всего, о неразделимости судеб крестьянства с судьбами всего народа, всех сословий общества. Если процветает земледелец, то процветает и вся страна. И наоборот. Тому уроки сложной и великой по своему трагизму и героике российской истории.

Комментарии закрыты.